• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Что мы знаем о молодежи?» Итоги академического года от лаборатории «Молодежная политика»

Команда созданной в 2022 году лаборатории «Молодёжная политика» подводит итоги очередного учебного сезона. В исследовательском фокусе научного коллектива лежит ряд вопросов, связанных с молодежью России и зарубежья: это и методы молодежной политики, и профессиональные и социальные траектории молодежи, и историко-культурные ориентиры и маркеры идентичности молодого поколения, а также молодежные сообщества как субъекты общественного развития.

Вместе с окончанием академического года подходит к концу и очередной сезон открытых семинаров лаборатории. В течение учебного года 2023–2024 в рамках лаборатории было проведено 15 семинаров, на которых было презентовано несколько десятков докладов. Доклады и обсуждения позволили участникам лабораторной группы, состоящей не только из сотрудников, но и из коллег и партнеров лаборатории, ознакомиться с различными аспектами молодежной политики и получить ценный практический опыт общения с экспертами и своими коллегами.


1.   Ценности молодежи в контексте Указа 809

В марте 2024 года в Сочи состоялся Всемирный фестиваль молодежи, собравший представителей из 190 стран. Участников фестиваля можно отнести к наиболее активной части молодых людей, имеющих выраженную позицию, амбиции и стремления. Сотрудники лаборатории провели на фестивале серию исследований в сфере ценностей и идентичности.

  • Для 74% опрошенных участников быть патриотом означает работать и действовать во благо своей страны, для 58% – знать и сохранять историю и культурное наследие своей страны. 
  • Более 90% участников фестиваля согласны с тем, что Россия сегодня – открыта для молодёжи всех стран, приветствует новые идеи, заботится о будущих поколениях, а также с тем, что Россия – страна возможностей не только для молодых россиян, но и для молодых людей из других стран.
  • Жизнь, единство народов России, достоинство человека, историческая память и преемственность поколений, а также патриотизм являются, по мнению участников фестиваля, наиболее актуальными ценностями современного российского общества.
Исследователями Лаборатории была сформирована методология «Индекса 809». Указ 809 — это указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». «Индекс 809» позволит проводить анализ и оценку восприятия традиционных ценностей молодыми людьми. Эта методология будет использоваться в работе Лаборатории, в том числе и в ходе уже запланированных экспедиций.

2.   Историко-культурная идентичность

Команда лаборатории запустила исследования исторической памяти молодежи: начала формировать исследовательский инструментарий, выделила практику качественных исследований «бытового памятования». В ходе работы было отмечено, что у молодежи практики празднования государственных праздников в быту, например, есть запрос на обновление практик празднования Дня Победы, есть запрос на праздник, связанный с Будущим и достижениями страны, а также запрос на переосмысление Дня космонавтики. Результаты исследований исторической памяти можно сформулировать в трех тезисах:

  • Горизонт исторической памяти российской молодежи определяется, прежде всего, XX веком и отношением к советскому периоду нашей истории. При этом различные категории молодежи по-разному оценивают советский период.
  • Основанием для общего ценностного консенсуса среди молодежи является подавляющее число тех, кто определяет себя патриотом. Для современной молодежи патриотизм и самоидентификация себя как патриота становятся привычной формулой. Это подтверждают и количественные данные. Так, например, на вопрос «Связываете ли вы свои жизненные планы и судьбу страны?» самый распространенный ответ среди опрошенных: «Буду жить и работать в России, поскольку здесь родился(-ась) и это моя страна».
  • Личные и коллективные коммеморативные практики, связанные с памятными историческими датами, среди молодежи встречаются редко, при переходе в вуз и ослабеванием связей с семьей, молодежь не создает свои способы памятования и празднования исторических событий. Например, для сельской молодежи имеет место такое соотношение: в школьные годы в Параде Победы принимали участие 74,1% всех респондентов, а за последние 3 года - только 48,7 %.
3.   Молодежь и семья

В рамках разработки темы молодежь и семья сотрудники лаборатории сфокусировались на феномене студенческих семей. Оказалось, что доля студентов, создающих семьи во время обучения, значительно сократилась за последние десятилетия. Об этом говорят изменения в брачном поведении молодых людей: если в начале советского периода (в довоенный период) в браке состояло 31,8% студентов и 25,4% студенток, то в настоящее время доля состоящих в браке среди студентов высшего образования очной формы обучения в возрасте до 30 лет существенно меньше – 3,6-5,6% по данным выборочных обследований Росстата. По данным мониторинга Министерства высшего образования и науки, на 31 января 2024 года в российских вузах насчитывалось 17 190 студенческих семей с детьми. Количество женщин, обучающихся в российских вузах и имеющих детей, составляет 36 986, причем у почти половины студенток (48%) ребенку не исполнилось еще 3 лет, а у 35% студенток дети в возрасте от 3 до 7 лет.

Таким образом, стоит признать, что студенческая семья является не очень распространенным феноменом. Но такая ситуация не должна рассматриваться как специфика вузовской молодежи или как результат недоработок в части социальной поддержки молодых семей в вузах. Наоборот, редкий характер студенческих семей является частью общего тренда на повышение возраста вступления в брак и принятия решения о рождении ребенка. Для каждого возраста характерен свой набор социальных ожиданий. Возраст, в котором от молодых людей ожидается создание семьи, сдвинулся ближе к 25–29 годам, что старше типичного «студенческого» возраста.

При этом три четверти студентов выпускных курсов, планирующих создать семью, и более половины, планирующих завести детей, говорят о невысокой популярности сознательного отказа от брака и деторождения. В этом контексте можно сказать, что уже сейчас отечественная система высшего образования довольно успешно реализует свою воспитательную функцию, формируя желаемые жизненные установки.

4.   Молодежь и работа

Лаборатория исследовала карьерные траектории, ожидания от работы и работодателей и выделили основные тенденции, связанные с исследованиями молодежи и карьеры:

  • Молодежь России успешна на рынке труда: молодые люди (особенно старшая страта молодежи) рано достигают высоких зарплат, «молодые взрослые» в возрасте 30 - 35 лет в среднем зарабатывают не меньше, чем люди в возрасте 36 - 40 лет и больше, чем представители других возрастов. 
  • Активная молодежь проявляет интерес к трудоустройству в крупных корпорациях, предлагающих не только работу, но и собственную идеологию и профессиональную идентичность. Такие компании привлекают 64% молодых людей. 55% ожидают от работодателей создания комплексных офисных пространств, включающих фитнес-залы, зоны отдыха и круглосуточные коворкинги, что отражает стремление к балансу между работой и личной жизнью.
  • Еще одна важная тенденция – молодые люди все чаще начинают воспринимать работу не как символически нейтральный рыночный найм, а как интеграцию в сообщество профессионалов, способ формирования новой идентичности, путь к призванию. Таким образом, конкуренция за сотрудников происходит не только в пространстве зарплат и социальных благ, но и пространстве ценностного предложения компаний.
5.   Молодежные и сообщества

Объектом исследования становятся как формальные, так и неформальные молодежные объединения. В числе формальных сообществ можно выделить, например, Кружковое движение НТИ. Оно создает среду для школьников и студентов, вовлекая их в решение актуальных научно-технологических задач совместно с экспертами отрасли. Примером является программа «Дежурный по планете», где школьники принимают участие в создании реальных спутников. Участие в таких проектах формирует новое поколение технологических лидеров, способных сочетать широкий спектр компетенций – от программирования до управления. Успешность этой стратегии еще предстоит проверить, но она несет большой потенциал для перезапуска отечественной высокотехнологичной повестки. В этом году также была защищена диссертация по сообществам технологических энтузиастов. Следующий шаг деятельности Лаборатории в этой области – составление карты молодежных технологических сообществ в интересах технического суверенитета государства.

Помимо формальных объединений, объектом исследования выступают и неформальные молодежные сообщества, которые изучаются в ходе экспедиционных проектов Лаборатории. Эти сообщества оказываются важными пространствами социализации молодых людей в условиях ограниченного предложения. В них действуют свои неформальные кодексы и системы правил, а также обнаруживается большой объем ресурса для конструктивной деятельности. Важнейшей управленческой задачей становится налаживание «мягкого» диалога с молодежью и создание условий для горизонтального партнерства, способствующего развитию низовых молодежных инициатив и объединений.

6.   Молодежь и досуг

Лаборатория провела ряд экспедиций в различных городах России, направленных на изучение жизни разнообразных неформальных молодежных сообществ. Исследования проходили в Великом Новгороде, Туле, Магасе, Салехарде и Санкт-Петербурге, охватывая такие группы, как скейтеры, граффитисты, уличные автогонщики и велосипедисты, фанаты аниме-сериалов, организаторы вечеринок и музыканты.

В ходе экспедиций исследователям удалось изучить неформальные правила, структуру членства и ценности этих «незаметных, но важных» молодежных сообществ. Оказалось, что на первый взгляд неформализованные и не встроенные в контур молодежной политики группы могут играть значимую роль в организации городского досуга молодежи. Более того, низовые инициативы этих групп демонстрируют высокий потенциал к трансформации культурного и социального пространства городов, то есть к продуктивному и просоциальному досугу. Тем не менее, экспедиции выявили и ряд барьеров, с которыми сталкиваются сообщества при взаимодействии с муниципальными и региональными властями. Последние зачастую скептически относятся к таким группам, считая их негативно влияющими на самореализацию молодежи. Для всестороннего изучения данного феномена исследователи использовали комплексную методологию, включающую наблюдения, интервьюирование и ментальное картирование.

Анализ показал, что в малых городах досуговые пространства, на которые делают ставку органы по работе с молодежью, расположены в районах со слабой развитостью транспортной инфраструктуры. В крупных городах и федеральных центрах, напротив, агентам реализации молодежной политики приходится конкурировать с частными структурами, предлагающими свои досуговые решения. В этом случае наиболее эффективной стратегией оказывается частно-государственное партнерство в сфере организации молодежного досуга.

Отдельно лаборатория исследует сферу киберспорта и молодых киберспортсменов. Проведенный кабинетный этап показал, что эта индустрия выходит за рамки спортивной деятельности и тесно связана с программированием, разработкой игр, производством оборудования и другими отраслями. В 2022 году глобальный доход на рынке профессионального киберспорта составил 1,38 млрд долларов, а число зрителей киберспортивных турниров – 532 млн человек. В России 60% жителей играют в видеоигры, а годовые затраты на индустрию превысили 383 млрд рублей. При этом почти половина опрошенных российских студентов занимаются киберспортом. Развивая киберспорт, университеты поддерживают не только спортсменов, но и специалистов в смежных профессиях. Студенческий киберспорт позволяет участникам приобретать важные для рынка труда навыки и формировать устойчивое представление о карьере, укрепляя молодежное сообщество. Кроме того, российские киберспортсмены конкурентоспособны на мировом уровне и имеют широкую известность в России, что может способствовать распространению патриотических ценностей среди молодежи.

7.   Проектные решения 

Помимо исследовательской деятельности, семинар Лаборатории сфокусирован также и на проектной деятельности, так как для нас ценно оснащать исследовательскими материалами непосредственно практические проекты развития. Среди таких проектов выделяются образовательный подход «Обучение служением» и программа «Открываем Россию заново» НИУ ВШЭ. Наш следующий ход – исследование выпускников Национальной технологической олимпиады и потенциальной роли в кадровом суверенитете страны.

Обучение служением — это образовательный подход, который позволяет студентам получать знания и одновременно приносить пользу обществу. По результатам первого этапа исследований этого педагогического подхода были сформулированы выводы: для примера приведены данные сравнения участника программы из группы успешного применения метода (УП) с данными контрольной группой исследования.

По полученным данным подход «обучение служением»:
1. Значимо влияет на развитие у студентов ответственного отношения как к ближайшему социальному окружению (УП – 35,6%, КГ – 13,7%), так и ответственности на уровне города (УП – 37,8%, КГ – 5,9%) и страны (УП – 33,3%, КГ – 9,8%).
2. Способствует формированию позитивного патриотического эмоционального настроя по отношению стране, напр. гордости (УП – 68,9%, КГ – 37,3%).
3. Заметно влияет на формирование готовности к помогающему поведению (УП – 84,4%, КГ – 68,6%).
4. Формирует установку на служение обществу в рамках профессии (УП – 91,1%, КГ – 62,7%).

«Открываем Россию заново» — программа НИУ ВШЭ, целью которой является погружение студентов в изучаемую реальность с помощью полевых экспедиций в регионы России. Программа помогает преодолевать фундаментальные различия между теоретическими схемами, усваиваемыми в процессе обучения, и действительностью. К 12 августа 2024 года в 15 регионах страны состоялось 19 проектных выездов «Открываем Россию заново» – межуниверситетской программы студенческих экспедиций, которая реализуется НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия – страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» при поддержке Русского географического общества и Ассоциации волонтерских центров. В настоящее время продолжаются еще 10 выездов участников проекта. Планируется, что к декабрю 2024 года экспедиции охватят еще 26 регионов России, а всего за год в программе примут участие 1,2 тыс. студентов.

В сентябре стартует новый сезон открытых семинаров. Если вам интересно принять участие в работе семинаров, вы можете предложить темы для обсуждения, а также присоединиться к нашей академической команде. Традиционно семинары лаборатории проходят в очном формате по пятницам.

Ждем всех желающих!